Ответ на вопрос, когда можно подавать документы на возврат налога, зависит от типа Вашего договора, по которому Вы приобрели жилье.
Договор инвестирования (или долевого участия) в строящуюся квартиру | Остальные случаи: покупка квартиры, строительство дома, т.п. |
Право на вычет возникает с года выдачи акта передачи (либо приема-передачи, т.п.) квартиры. | Право на вычет возникает с момента выдачи свидетельства о регистрации права. |
Мы выяснили, с какого года возникает право на возврат налогов. Давайте назовем этот год "год наступления права на возврат". Теперь нужно дождаться окончания этого года. И можно будет подавать документы на возврат. Право на возврат, кстати, распространяется на весь календарный год (можно будет вернуть налоги, удержанные в течение всего года), даже если Вы получили необходимый документ (например, свидетельство) 31 декабря. Право на возврат возникает одновременно и по стоимости жилья, и по уплаченным процентам по ипотеке (это - два компонента одного вычета)
Документы можно подать в течение 3 лет с момента окончания того года, за который возвращаются налоги. Например, документы на возврат за 2013 год надо успеть подать до 31 декабря 2016 года. Дата 30 апреля, до которой часто подают декларации, - не для Вас. Если Вы подаете документы, включающие налоговую декларацию, только для возврата налога, Вы можете подавать документы в любое время года. До 30 апреля подают декларацию те, кто, например, обязан отчитаться о каком-либо доходе.
В 2014 году Вы можете подать декларацию 3-НДФЛ за 2013, 2012 и 2011 года. В 2015 году Вы можете подать декларацию 3-НДФЛ за 2014, 2013 и 2012 года. С1 января 2014 года все пенсионеры, в том числе работающие, могут переносить остаток имущественного вычета по НДФЛ на предшествующие налоговые периоды. При этом право переноса вычета не зависит от момента покупки жилья или оформления его в собственность. То есть новый порядок распространяется, в том числе, на ситуацию, когда объект недвижимости приобретен до 1 января 2014 года. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 17.04.14 № 03-04-07/17776, которое ФНС направила своим подчиненным для использования в работе (письмо ФНС России от 28.04.14 № БС-4-11/8296@).
Документы, которые надо подавать на возврат налога, можно разделить на три группы:
Декларация 3-НДФЛ и заявление |
Справка 2-НДФЛ с места работы | Копии документов на жилье: договор купли-продажи и т.п. |
Налоговая декларация 3-НДФЛ и заявление (на возврат налога), в котором в том числе должны быть банковские реквизиты Вашего счета, на который Вам переведут деньги. |
Справку 2-НДФЛ с места работы Вам, как правило, без проблем выдаст бухгалтерия. Это справка по особой форме, и бухгалтерия любой организации знает, как делается эта справка.
Справка "срока годности" не имеет |
Вам надо будет сделать копии документов на жилье, таких как договор (купли-продажи или иной), свидетельство о регистрации права (или акт приема-передачи), документ, подтверждающий оплату, ипотечный договор и график платежей (если есть), паспорт. Запросить справки с банка о сумме уплаченных процентов по кредитному договору (если оформлена ипотека) |
В некоторых случаях могут понадобиться особые документы. Например, при возврате налога, когда часть (доля) жилья принадлежит ребенку, - свидетельство о рождении ребенка.
Если Вы подаете документы сразу за несколько лет, формально это несколько разных пакетов документов. Но подать в налоговой инспекции их можно за один раз. В каждом пакете документов будет отдельная декларация, заявление, справка 2-НДФЛ. Те же документы, которые "общие" для всех лет (например, договор купли-продажи и т.п.), мы рекомендуем приложить только один раз к первому календарному году.
Все документы надо подать в налоговую инспекцию по месту Вашей постоянной регистрации на момент подачи декларации. Именно Вашей регистрации, независимо от того, где находится купленное жилье.
Если ранее Вы были зарегистрированы в другой инспекции и/или ранее Вы получали свой ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) в другой инспекции, Вам в любом случае надо подавать документы в налоговую инспекцию по месту Вашей постоянной регистрации на момент подачи декларации.
Все документы подаются в одном экземпляре. Но декларацию мы рекомендуем распечатать в двух экземплярах (при этом в обоих должна быть подпись, дата и так далее). Затем, подавая декларацию, попросите, пожалуйста, сотрудника инспекции проставить на втором экземпляре отметку о принятии декларации. И оставьте второй экземпляр себе, на случай, если будет необходимо доказать, что декларация была подана. Второй экземпляр декларации также будет необходим для заполнения декларации 3-НДФЛ за следующий год. Также в двух экземплярах можно распечатать заявление (если оно есть) и попросить поставить отметку и на нем.
Дальше надо подождать. У налоговой инспекции по закону есть три месяца на проверку Ваших документов и один месяц на перечисление денег. Поэтому, если Вы подали правильные документы, самое позднее, через 4 месяца после подачи документов на Ваш счет должн поступить из бюджета НДФЛ.